
Он проходит в рамках Фестиваля хоровой музыки «Иное 4.0».

Сразу скажу, произведения для меня, как дилетанта в любви к классической музыке, были сложными к восприятию. Нет, я не скучала, потому что невозможно это сделать, когда из зала с помощью освещения делают подобие собора, на сцене огромный оркестр, только смотреть на который уже удовольствие, мужской и женский хор, импозантный дирижёр Ян Латам-Кёниг и несколько солистов, и все сопровождается постоянно меняющимися изображениями на трех огромных экранах.

Собственно понятие «Синестетика» - особого род восприятия, одновременно интеллектуального, чувственного и сверхчувственного, теорию который разработал Сергея Эйзенштейна.
Частный случай синестезии — так называемый «цветной» слух, способность ощущать, «видеть» цвет в звуке. Этим свойством, в частности, обладал великий русский композитор Александр Скрябин (1872–1915). Его «Прометей» («Поэма огня»; 1911) написан для фортепиано, оркестра с органом, хора и партии света (Luce). Скрябин не оставил точной световой партитуры; премьера «Поэмы…» прошла вообще без световых эффектов — композитор объяснил, что аппарат для их воспроизведения оказался слишком сложным и его не успели сделать.
Концерт состоял из следующих музыкальных произведений:
К. Шимановский. Stabat Mater (сопрано Екатерина Петрова, контральто Мария Патрушева, баритон Артём Гарнов)
Ф. Пуленк. Месса Gloria (сопрано Анастасия Белукова)
А.Н. Скрябин. «Прометей» («Поэма огня») (солист Илья Чирисов фортепиано)
Хор был прекрасен на протяжении всего времени, а вот партии девушек-солисток меня не впечатлили, хотя вместе, конечно, они звучали органично. А вот Артём Гарнов мне понравился, его голос ощущался ведущим на фоне хора и оркестра. Видео-сопровождение Stabat Mater и Gloria было красивым, скорбящие скульптуры и интересные абстракции.

Любопытна история создания Stabat Mater. Существует около двухсот сочинений на текст средневековой поэмы Stabat Mater dolorosa, их авторы — Вивальди, Гайдн, Шуберт, Россини, Дворжак, Верди и другие. Stabat Mater Кароля Шимановского (1882–1937) для солистов, хора и оркестра написана в 1925–1926 и включает шесть частей. Произведение заказал предприниматель, философ и меценат Бронислав Кристалл в память о почившей жене. У композитора была и личная причина написать это произведение — он проводил много времени с сестрой, утешая ее после смерти дочери, и образ скорбящей матери был ему хорошо знаком. Stabat Mater Шимановского поражает почти баховским выражением эмоции: в музыке нет романтической экспрессивности, но есть уравновешенность и скорбь.

Мессу Gloria для сопрано, хора и оркестра Франсис Пуленк (1899–1963) создал на рубеже 1950–60-х годов. Эта партитура действительно слушается как единое целое (в мессе шесть частей), стройность хоровых партий и превосходные моменты a cappella позволяют считать мессу Gloria одним из лучших его сочинений.

Когда я слушала «Поэму огня» в исполнении Ильи Черисова, который своей игрой на рояле действительно вызывал ассоциации с игрой пламени, моё воображение мне рисовало совершенно не то, что показывали на экране. Какое-то бесконечное натекание красок и периодически возникающее Око Саурона. Никак не сложилось у меня слуховое восприятие и визуальное. Мне кажется, что и Скрябин представлял это сочетание как-то по-другому.

В общем, если вы не боитесь открывать для себя новые грани виденья классических произведений и хоровое пение, то концерт «Синестетика» пропускать не стоит.
Большое спасибо за приглашение сообществу


Фото мои.
Journal information